Летопись церковных событий. 1941 год - Русская неделя

1941: 27 февраля с возведением в сан митрополита на Виленскую кафедру на место скончавшегося митр. Елевферия был назначен архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский), одновременно ставший и экзархом Прибалтики, ему был присвоен титул “Митрополита Литовского и Виленского и Экзарха Прибалтики” 1941: 1 марта Болгария заключила союз с Германией. 1941: 14 марта главой Японской Церкви стал протоиерей Иоанн (Оно), его хиротония во епископы была совершена в Харбине иерархами Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Манчжурским и Харбинским Мелетием (Заборовским). В Харбине же он принял постриг с именем Николая, а его матушка там же ушла в женский монастырь. Епископ Николай (Оно) первый архиерей-японец в Японской Православной Церкви. По возвращении в Японию часть его паствы не признали его хиротонии, заперли ворота и не пропустили епископа Николая (Оно) и пришедших с ним прихожан на территорию собора. Новому епископу ничего не оставалось делать, как проводить пасхальное богослужение в доме диакона. Постепенно острота конфликта спала и пребывающий на покое митрополит Сергий оказывал новому епископу помощь в управлении Церковью. 1941: 25 марта под сильным давлением Германии и ее союзников регент югославского королевского престола князь Павел Карагеоргиевич, дядя малолетнего короля Петра II, был вынужден присоединиться к Тройственному Пакту (Германия-Италия-Япония), премьер-министр югославского правительства Цветкович подписал соответствующий протокол в Вене. В ответ на это сербы и черногорцы вышли на улицы, протестуя против профашистского курса князя Павла. Патриарх Гавриил, свят. Николай Велимирович и др. иерархи Сербской Церкви поддержали этот протест. 1941: 27 марта часть высшего офицерского состава югославской армии во главе с генералом Душаном Симовичем свергла принца-регента Павла и его правительство. Королём был провозглашён молодой престолонаследник - 18-летний король Пётр II Карагеоргиевич, немедленно разорвавший Тройственный пакт. Той же ночью регент князь Павел вместе с семьей покинул Югославию и через Грецию бежал в Кению. После войны переселился в Париж. Сразу после переворота патриарх Гавриил выступил по радио в поддержку путчистов. 1941: В марте Эстонский митрополит Александр (Паулус) и Латвийский митр. Августин (Петерсон) посетили Москву и дали клятву в верности Патриархии. 28 марта митр. Александр и митр. Августин в Богоявленском соборе принесли всенародное покаяние в грехе раскола и были приняты в литургическое общение. 31 марта Эстонская Церковь воссоединилась с Русской Церковью. Она была включена в Прибалтийский экзархат, во главе которого стоял митрополит Литовский и Виленский Сергий (Воскресенский). 1941: 6 апреля немецкие войска вступили в Грецию. 1941: 6 апреля гитлеровцы без объявления войны напали на Югославию. Утром около 7 часов немецкие бомбы обрушились на Белград и другие сербские города. Бомбы падали в непосредственной близости от входа в Белградский собор и Патриаршего двора. Днём 6 апреля сербский патриарх Гавриил (Дожич) был вынужден переехать в монастырь Раковица под Белградом, а 7 апреля он вслед за королевским правительством выехал из Раковицы в монастырь Жича и далее в черногорский монастырь Острог. Это было на страстной седмице. На Пасху патриарх служил во Введенской церкви Острожского монастыря. 1941: 14 апреля юный югославский король Пётр II Карагеоргиевич отправился из Острога в Грецию. На следующий день за патриархом Гавриилом прилетел самолёт, на котором он должен был тоже уехать за границу. Но патриарх отказался, сказав: “Я остаюсь с моим народом и, что будет ему, то пусть будет и мне.” 1941: 15 апреля вождь хорватских нацистов-усташей Анте Павелич становится во главе нового Независимого Государства Хорватия (Независна Држава Хрватска - НДХ). На территории, вошедшей в его состав проживало ок. 5 милл. католиков - в основном хорватов, почти 2 милл. православных сербов и ок. 750.000 мусульман. Simon Wiesenthal Center, одна из самых крупных независимых организаций, занимающихся вопросами геноцидов, подсчитала, что нацистским режимом Анте Павелича было уничтожено 600.000 сербов, 30.000 евреев и 29.000 цыган. 1941: 16 апреля югославские войска капитулировали. 1941: После недельного пребывания в Верхнем Острожском монастыре патриарх Сербский Гавриил переехал в Нижний монастырь, где был арестован гестаповцами 25 апреля, по наводке одного хорвата, который служил при югославском дворе, а потом перебежал к немцам. Патриарх простоял 6 часов под снегом и дождём в одной рясе на площадке перед монастырскими воротами, пока немцы грабили монастырь. После этого они погрузили награбленное в 6 автомобилей и, взяв патриарха, острожского архимандрита Леонтия и Душана Дожича, племянника патриарха, отвезли их в Сараево. Из Сараево сербский патриарх был переведён в Белград, где с 1 по 5 мая провёл в тюрьме бывшего окружного суда на Александровой улице. После немцы перевели его в монастырь Раковицу, а затем в монастырь Войловицу в Панчево, где содержали вместе со святителем Жичским Николаем (Велимировичем) под сильной стражей. В тюрьме патриарх и жичский святитель отвергли все предложения нацистов о “сотрудничестве”. 1941: Выступая в Белградской Свято-Троицкой церкви с осуждением архиепископа Кентерберийского, призывавшего свою паству молиться о победе советского оружия, митрополит Анастасий говорил: “Молиться о победе советской власти - значит просить Бога о торжестве и утверждении большевизма, уже 24 года воюющего против Бога, умертвившего десятки тысяч его верных служителей, осквернившего бесчисленное множество храмов и иных святынь в искони православной России, и причинившего другие неисчислимые страдания и бедствия русскому народу” (Маевский В. Русские в Югославии. С. 136-137). 1941: 28 апреля глава хорватской католической Церкви архиепископ Алоизий Степинац Загребский выпустил воззвание, восхваляющее новый режим усташей Анте Павлевича и призывающее всех католических священников сотрудничать с ним. Это произошло три дня спустя после того, как хорватское правительство выпустило серию указов о запрещении употребления кириллицы, о закрытии православных школ, об обложении патриархии социальным налогом, повелело сербам носить на рукаве цветные повязки с литерой “Р” (сокр. от pravoslavac) и запретило употребление термина “Сербская Православная религия”. (Владимир Мосс, Православная Церковь на перепутье. Гл. VI). В своем дневнике в это время архиепископ Алоизий Степинац писал: “Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдет чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, м.б. даже большее чем Протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности…” (Diary Entry for 28 March 1941 quoted in Dedijer along with a photograph of the original entry in Stepinac’s handwriting p. 142.) 1941: В апреле, после окупации Косово и Метохии итальянскими фашистами, албанские вооруженные банды, в задачу которых входило выселение неалбанского населения, безнаказанно орудовали повсюду. Активную пропаганду развернули проповедники великоалбанского национализма разжигавшие среди албанского населения ненависть к сербам. Развернувшийся террор вызвал массовое бегство сербского населения в Сербию и Черногорию. Один из участников этих трагических событий священник Димитрия Шекуларец 20 июля 1941 сообщал следующее: «Приход я оставил потому, что перед этим был ограблен албанцами. Без всего, я, жена и наши шестеро детей убежали в тот момент, когда я должен был быть убит, а может быть и моя семья, так как погибало большое количество сербов, а женщины и дети подвергались мучениям… Поджигают дома, убивают известных граждан… Слышны пронзительные крики женщин и детей. Вопль за воплем. Помочь никто никому не может. Немецкая армия еще не прибыла, наша в развале. Анархия торжествует. Албанцы немилосердны. Избивают, убивают, грабят. Сербский народ в панике… Мы пытались вести переговоры с их (албанскими – Прим. автора ) руководителями, и первым делом с председателями общин, которые в Югославии пользовались привилегиями… К нашему сожалению и горькой неожиданности, они стали для нас опасней, чем остальные. Оставляется все имущество и богатство. Бегут женщины, старики, дети, многие босые и плохо одетые. Идут пешком, потому что телег нет – забраны на нужды армии вместе с лошадями и волами. У меня малолетние дети. Самому старшему 11 лет. Один потерял ботинок, другой не может идти, третий просит воды, четвертый хлеба. Настоящий ад. Бежим к Печи. Здесь находим епископа Рашко-Призренского (Серафима. м. В.). Он и нас двое священников спасаемся бегством. Идем вместе к командующему немецкими войсками, которые уже прибыли. Просим защиты, так как албанцы и там устраивают резню сербского населения. От немцев получаем ответ, что у них нет достаточно людей, чтобы защитить села, и что они могут гарантировать защиту только для города. Я пытаюсь перебраться через Чакор, но от Печи до Чакора опять орудуют албанцы. Транспортного средства у меня нет. Успеваю вернуться через Косовскую Митровицу в Рашку. Позднее снова возвращаюсь в Дреницу. Сейчас здесь вместо немцев итальянцы. Я объявляюсь. Жалуюсь руководителю членов Косовского комитета. Албанцы узнают. Поэтому сплю в лесу. Идут за мной по следу… Хотят меня убить. Часть жителей вернулась на свои пепелища, но убийства еще продолжаются - теперь по ночам. Моя церковь обезображена, приходской дом разрушен. Обстановка невыносимая. Мне снова с трудом удается перебраться в Рашку, и больше я не возвращаюсь, потому что меня подстерегают албанцы». (Атанасиje Jевти.. Страда.а Срба на Косову и Метохи.и од 1941. до 1990. године, Приштина, ёединство, 1990). Епископ Рашко-Призренский Серафим (Йованович) был интернирован в столицу Албании г. Тирану. Рашко-Призренская епархия во время оккупации была разделена между тремя государственными образованиями. Большая ее часть была присоединена к Албании (под итальянской оккупацией), две другие части к Сербии и Болгарии. Почти треть сербского населения (около 100 тыс.) территорий контролируемых албанцами вынуждена была бежать в соседние Черногорию и Сербию, спасаясь от развернувшегося террора албанских националистов. Все церкви сербских переселенцев между Призреном и Джаковицей были разрушены. При этом пострадали и храмы в населенных пунктах, где проживали сербы-старожилы. Значительный урон был нанесен некоторым монастырям. Оставшееся сербское население терпело великую нужду. (Сербская Православная Церковь и оккупационные режимы на территории Югославии 1941-1945. Иерод. Игнатий (Шестаков)). В конце ноября 1941 и с 1 по 30 июня 1942 гг. епископ Серафим посещал в Тиране различных политических деятелей и просил о возможности возвращения интернированного сербского населения, но эта миссия была безуспешной. 1941: В апреле Греция была полностью оккупированна нацистскими союзниками и разделена на три зоны: болгарскую, включающую западную Фракию и восточную Македонию; немецкую зону состоящую из Солуни и Вардарской долины, Афин с прибрежными окрестностями и большей частью Крита; и итальянской зоной, состоящей из остальной части Греции. 1941: В ночь на 6 мая усташи арестовали тяжелобольного владыку Платона (Йованович) Баня-Лукского и вместе с протоиереем Душаном (Суботичем) увезли из города. Их зверски замучили на берегу реки Врбани и бросили в ее воды. Изуродованные тела обоих мучеников были вынесены на берег волнами. Владыка тайно и без отпевания был похоронен на военном кладбище Баня Луки. Никого из свидетелей мученической кончины владыки Платона не осталось в живых, но множество людей видели истерзанное, изуродованное тело. Все свидетельства очевидцев совпадают: на лице были видны следы пыток – палачи резали нос и уши, рвали бороду; на теле – резаные, разъеденные солью раны, ожоги и следы от трех пуль. Мародеры оставили на теле лишь нижне

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. ТАЙНЫ ИЮНЯ 1941-го: расследование Марка Солонина - Радио
  2. Таллиннский переход 1941 года | Непридуманные рассказы о войне
  3. 1941-1946 Л. Рон Хаббард хроника жизни (L. Ron Hubbard)
  4. Шадринск городок — Красная Звезда. Книга памяти 1941-1945. |А
  5. Книга: 1941 г. Тактика танковой войны " Скачать книгу

Новое на сайте

 
Hosted by uCoz