Мурманская область в Великой Отечественной войне (19411945)
В планах войны Германии против СССР захвату Кольского п-ова уделялось большое внимание, поскольку гитлеровское командование осознавало стратегическое значение северных морских коммуникаций СССР и Кировской железной дороги. Созданный Германией скандинавский плацдарм, с одной стороны, являлся источником стратегического сырья для военной промышленности, а с другой — средством сосредоточения сил вермахта. Военные действия на Мурманском направлении в соответствии с дополнениями к плану "Барбаросса" — "Голубой песец" и "Черно-бурая лиса" — должны были в кратчайшие сроки привести к захвату гг. Мурманска и Кандалакши, военно-морских баз СФ, прекращению функционирования Кировской железной дороги. К июню 1941 немецкое командование сосредоточило в Северной Норвегии и Финской Лапландии значительные силы под командованием Н. Фалькенхорста: на Мурманском направлении — горнострелковый корпус "Норвегия" (27,5 тыс. чел., командующий Э. Дитль); на Кандалакшском — 36-й корпус (40 тыс. чел., командующий Фейге) и 3-й (финский) корпус; с моря — корабли военно-морской группы "Норд"; с воздуха — самолеты 5-го воздушного флота (командующий Г. Штумпф). Войскам противника противостояли значительно меньшие по численности и вооружению части и соединения 14-й армии Ленинградского ВО (с начала ВОВ — Северный фронт) под командованием генерал-лейтенанта В. А. Фролова (14-я и 52-я дивизии на Мурманском направлении, 104-я и 122-я — на Кандалакшском, 1-я танковая дивизия), Северного флота (командующий контр-адмирал А. Г. Головко), 1-й смешанной авиационной дивизии. В ходе наступательных действий на Мурманском направлении 29 июня — 20 июля и 8 сентября — 18 октября 1941 немецкие войска после упорных боев в районе рек Титовка и Западная Лица, сопровождавшихся десантными операциями Северного флота, были остановлены в 60 км к западу от Мурманска. Оборонительные бои на Кандалакшском направлении шли 1—10 июля и с 19 августа до середины октября 1941 и также завершились стабилизацией линии фронта на "Верманском рубеже" в 90 км к западу от Кандалакши. В ходе этих боев защитникам Заполярья удалось отстоять основную часть Кольского п-ова, обеспечив свободу действий Северного флота в Баренцевом море, плавание кораблей по Северному морскому пути, возможность морского пути для северных конвоев и функционирование Кировской железной дороги. В оборонительных боях отличились танкисты экипажей А. М. Борисова и А. М. Грязнова, летчик Л. И. Иванов, пехотинец И. Ф. Данилов, воины Полярной дивизии, артиллеристы 6-й "героической" батареи 143-го артиллерийского полка 14-й дивизии. С осени 1941 линия фронта стабилизировалась и, несмотря на отдельные попытки противника путем локальных операций, самой крупной из которых являлась Мурманская наступательная операция весной 1942, изменить ее, сохраняла свою конфигурацию вплоть до осени 1944. В позиционных боях весьма важной была роль авиации. Советские летчики, такие как Б. Ф. Сафонов, В. П. Балашов, Н. А. Бокий, И. В. Бочков, С. Г. Курзенков, П. Г. Сгибнев и многие другие, немало сделали для создания эффективной защиты линии обороны и нарушения транспортных потоков противника на суше и на море. Большой урон противнику нанесли надводные и подводные силы СФ. Они не только сумели отстоять побережье и свои военно-морские базы, но и обеспечить проводку значительной части северных конвоев в западном секторе Арктики, нарушили ход морских перевозок противника в Норвежском море. Особенно велики заслуги подводников: Ф. А. Видяева, М. И. Гаджиева, И. А. Колышкина, Н. А. Лунина, И. И. Фисановича, Г. И. Щедрина и др. Частью общей борьбы с фашизмом стало партизанское движение, в рамках которого из жителей края было создано 2 партизанских отряда: "Большевик Заполярья" (командир А. С. Смирнов) и "Советский Мурман" (командир С. Д. Куроедов). Военное время потребовало огромных мобилизационных усилий со стороны тыла, для чего стала необходимой по крайней мере частичная перестройка системы управления в сторону ее централизации. Отдаленность региона, плохая связь, занятость центральных властных структур решением общих вопросов заметно усилили самостоятельность в управлении Мурманской области, что привело к возрастанию роли обкома ВПК(б). Одновременно в области появились и особые органы чрезвычайного руководства: Мурманского (председатель — 1-й секретарь ОК ВКП(б) М. И. Старостин) и Кандалакшского (председатель — 1-й секретарь ГК ВКП(б) Г. В. Елисеев) Государственного комитета обороны (с сентября 1942). Практически на протяжении ВОВ в Мурманской области функционировала система совместного партийного и военного руководства, когда представители военного командования участвовали в управлении областью, а партийные лидеры привлекались к решению военных вопросов (тот же М. И. Старостин являлся членом военсоветов 14-й армии и Северного флота). Особенно интенсивным это сотрудничество было в начальный период ВОВ, когда в чрезвычайно короткие сроки требовалось осуществить сложнейшие мероприятия. Так, Мурманский обком ВКП(б) и Военсовет 14-й армии создали военизированную организацию "Оборонстрой", обеспечившую мобилизацию 33 тыс. жителей Мурманской, Архангельской, Вологодской областей и Карелии на строительство оборонительных сооружений на подступах к Мурманску и Кандалакше. В августе 1941 ими была образована дивизия народного ополчения (см. Полярная дивизия). Поскольку Мурманская область стала прифронтовым районом, значительная часть населения (115 тыс. чел.) и крупных предприятий была эвакуирована. На 1 августа 1943 в области оставались лишь 624 предприятия (колхозы, совхозы, организации и учреждения), на которых работали 43,2 тыс. чел. Все оставшиеся предприятия осваивали выпуск продукции, необходимой для фронта. Рабочие и инженерно-технические работники Мурманской судоверфи, паровозного депо, Кандалакшского механического завода наладили выпуск минометов, автоматов, мин и гранат, фосфора для зажигательных и осветительных бомб, самовоспламеняющейся смеси, ремонтировали технику. На трех судоремонтных заводах г. Мурманска ремонтировались подводные лодки и надводные корабли, переоборудовались в сторожевые суда рыболовные траулеры для СФ. Немалую помощь фронту оказывали предприятия местной промышленной и промысловой кооперации — изготавливали лыжи, ложи для автоматов и винтовок, повозки, шили и ремонтировали солдатские одежду и обувь. Оленеводческие совхозы и колхозы предоставили армии несколько тысяч оленей для оленетранспортных подразделений, осуществлявших транспортировку боеприпасов, снаряжения, продовольствия и раненых. Несмотря на серьезные трудности (уход кадровых рыбаков на фронт, опасность со стороны немецких самолетов и подводных лодок, необходимость поиска новых мест промысла), рыбаки внесли значительный вклад в обеспечение армии и населения рыбной продукцией: только во 2-й половине 1941 рыбаки Мурманского тралового флота добыли 50 тыс. ц рыбы. С января 1942 через Мурманск пошел поток грузов по ленд-лизу. Разгрузка союзных караванов велась в порту круглосуточно, несмотря на авианалеты противника. Наряду с мужчинами на причалах трудились женщины, такие как лебедчица М. Ваганова, которая, будучи раненой, продолжала управлять лебедкой. Мурманск, 1943 Весомый вклад в дело Победы внесли работники Кировской железной дороги, обеспечившие бесперебойную доставку прибывающих по лендлизу грузов в центральные районы страны. Коллектив Мурманского вагонного депо построил бронепоезд "Мурманец", принявший участие в ряде боевых операций. Жители Мурманской области активно сдавали средства в Фонд обороны. Создав к 1944 значительный перевес над силами противника, в соответствии со стратегическими замыслами советского командования войска Карельского фронта начали готовиться к наступлению. Первый удар был нанесен 19-й армией (командующий генерал-майор Г. К. Козлов) в ходе наступательной операции на Кандалакшском направлении против 36-го немецкого корпуса 5 сентября — 1 октября 1944 и завершился выходом на государственную границу. В результате наступления были освобождены все территории, вошедшие в состав СССР после советско-финляндской войны 1939—1940 (50 населенных пунктов). 7—29 октября 1944 силами 14-й армии (командующий генерал-лейтенант В. И. Щербаков) и Северного флота была проведена Петсамо-Киркенесская наступательная операция, в ходе которой была освобождена не только территория Кольского п-ова, но и значительная часть Северной Норвегии (г. Киркенес и др.). Таким образом, осенью 1944 военные действия на Кольской земле завершились. Вклад ее защитников в общее дело Победы был высоко оценен государством: Указом Президиума Верховного Совета СССР 5 декабря 1944 была учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были удостоены 24 тыс. мурманчан.
Похожие записи
- Расклад ¹ 1941 Пасьянса Солитер - [1] ::Общие вопросы :: Компьютерный
- Еженедельный журнал "КИНОМАН" - Фильм - 1941
- 1941 год на Балтике Подвиг и трагедия Великая Отечественная
- Россия в период Великой Отечественной войны (19411945)
- ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НОВОТОРЪЯЛЬСКОГО РАЙОНА