Формирование границ города Перми :: 1927-1941

“В начале 1930-х годов Уралоблисколком распространил в качестве официальной инструкции документ под названием “Главнейшие черты индустриального города на Урале”. В период, когда еще не существовало официальных градостроительных норм и правил, этот был первый в Уральской области попыткой регулирования планировки и застройки городов с учетом требований, выдвинутых Программой ВКП (б) и местными условиями. В 1928 - 1929 годах первый комплексный труд по планировки города с учетом развития всего промышленного узла был завершен. Впервые были разработаны градостроительные принципы “большой Перми”. В сферу исследования входил район от реки Мулянки до Балмошной (левый берег Камы). Впервые был поставлен вопрос о создании городов-спутников на Балмошной, Чусовой и на правом берегу Камы. По схеме распределения земельной площади спутники отделялись от города лесными полосами. Представляет интерес решения транспортной проблемы - устройство кольцевой железной дороги на правом и левом берегах Камы. Для озеленения жилой застройки предполагалось создать зеленые пути между физкультурными сооружениями, парками и садами, а также защитную (лесную) зону. Академик В. Н. Семенов, руководитель всей комплексной разработки, предлагал значительно усилить значение правобережной части города. Оторванность закамской стороны от центра намечалось преодолеть с помощью коммунального моста через Каму. Генеральный план был составлен с расчетом на длительный срок - на 15, 30, 45 лет. В первую очередь предполагалось строительство нового центра на Городских Горках - чтобы решить давно назревшую проблему слияния Перми и Мотовилихи (3 ноября 1927 года постановлением ВЦИК РСФСР Пермь была слита с Мотовилихой в единый город). Кроме этого, был разработан проект детальной планировки, что позволило начать проектирование новых зданий - университета, кинотеатра (“Октябрь”) и горного (строительного) техникума. Впоследствии принципиальные предложения этого, в целом неосуществленного, проекта были реализованы. В. Н. Семенов представил также на утверждение окружной комиссии проект планировки района д. Данилиха (пригород) и окончательное распределение территории “большой Перми”. Рост промышленного и культурного потенциального города требовал кардинального осуществления генплана Перми и промышленного района. Поэтому в 1931 году горисполком заключил с Ленинградским государственным институтом проектирования городов (Ленгипрогор) договор о проекте районной планировки. В этой работе должны были получить решение вопросы экономического профиля промышленного узла. Предстояло определить его границы, выявить внутренние и внешние экономические связи, продумать трассировку дорог и характер городского транспорта. Работу выполнила группа специалистов во главе с профессором Л. А. Ильиным. Изыскания и исследования на месте вел известный швейцарский архитектор Ханнес Мейер, один из основателей прогрессивной архитектуры школы “Баухауз” (Германия). В середине 30-х годов расселение в Пермском промышленном районе приобрело четкую ленточную структуру. Город вытянулся вдоль Камы на 60 км, вобрал в себя ряд поселков и заводов. Центром складывающейся городской агломерации стала Пермь и почти слившаяся с ней Мотовилиха с общим населением более 300 тысяч человек (1939 г.). Профессор Л. А. Ильин справедливо замечал, что эта растянутость как бы отвечает принципу равномерного расселения. Работа Ленгипрогора, несомненно, способствовала правильному размещению жилых и промышленных районов, быстрому росту предприятий. Судьба Перми складывалась так, что её развитие протекало неравномерно. До 1930 года новое строительство почти не велось. Однако к 1936 году город изменил свой облик. На окраинах уже работало такое предприятие как Мотовоилихинский завод, реконструировались заводы им. Орджоникидзе, Дзержинского. В городе работали пять высших учебных заведения и 15 техникумов. В начале 1934 года закончено технико-экономическое обследование промышленного района, определено задание планировщикам и составлена схема распределения территории. Расширялась территория Перми, увеличивалось число её жителей. Возникла необходимость административного деления города на районы.. 6 августа 1936г. газета «Звезда» сообщала: «По решению Горсовета и Свердловского облисполкома в г. Перми организуются три районных Совета». Создавались три первых административных района: , и . “В 1938 году из состава Свердловской области была выделена Пермская. С этого момента объем и темпы работ по застройке новых и реконструкции старых районов города еще более возросли. На основе исследовательских работ, выполненных в 1938 году Ленгипрогором, был создан генеральный план города (авторы-архитекторы А. М. Суборов, В. Н. Яковлев, М. А. Штипельман, К. М. Зайченко). Он включал в себя наиболее рациональные предложения, выработанные ранее: слияние Перми и Мотовилихи в единую промышленно-жилую зону путем создания нового центра на Городских Горках (3 октября 1938 год); развитие города в сторону Казанского тракта, Запруда, второй Вышке; устройство дамб и мостов через Егошихинский овраг, набережной от станции Пермь I до завода имени Ф. Э. Дзержинского. Предусматривались создание центрального парка на базе Парковой дачи (у станции Пермь II), реконструкции улицы Ленина как основной, исторически сложившейся магистрали, застройка и перепланировка улицы Карла Маркса и Комсомольского проспекта, через которые осуществлялась связь вновь создаваемых районов южной части города с центром. В 30 - 40-е годы в Перми растут не только промышленные предприятия и благоустроенные жилые районы. Появилось много новых общественных зданий: школы и больницы (областная клиническая, в Мотовилихинском и Сталинском районах, в поселке Камгэс), клубы (в Нижней курье, Закамске, в районах Камгэс, Кислотных дач), гостиницы, здания учебных заведений. Предвоенный период в развитии Перми характерен широкой реконструкцией города на основе созданного учеными и архитекторами генерального плана, а также быстрым ростом промышленности и жилых социалистических поселков, возводимых, как правило, на окраинах старого города, вблизи новых заводов и фабрик. Такой объем строительства невозможно было осуществить без типовых проектов цехов, жилых и общественных зданий. Наряду с этим экспериментальной проверке подвергалось значительное количество предложений, как в градостроительстве, так и при выборе зданий для застройки. Свободная планировка “строчная” и периметральная застройка кварталов; устройство озелененных дворов или отказ от них; расположение транспортных магистралей и внутриквартальных проездов; различная ориентация жилых зданий - вот неполный перечень вопросов, которые проверялись опытным строительством. Столько же вариантов было и при выборе секций жилых зданий (различная площадь квартир, высота помещений, размеры дверей и окон), этажность, количества комнат в квартире, конструктивных схем зданий и материалов. В эти годы застройка старой части города шла или выборочно (отдельные жилые дома, школы, больницы, перестройка и реконструкция общественных зданий), или большими массивами на свободных территориях, вблизи новых промышленных предприятий (моторостроительный завод имени И. В. Сталина и большой жилой район вблизи него, застройка Закамска, сооружение Камгэс). В строительстве широко использовали типовые проекты. Образуются новые административные районы: и .

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. Накануне 1941 года. Гитлер идет на Россию - Смыслов О.С.
  2. СРАЖЕНИЕ У МЫСА МАТАПАН (МАРТ 1941)
  3. Военная фотолетопись Карелии (1941-1945 гг.)
  4. 1941. Оборона Москвы
  5. 1941-й (фильм)

Новое на сайте

 
Hosted by uCoz