«МУТНОЕ НЕБО 1941 ГОДА»: КОНФЛИКТ АСОВ И… ИХ БОЕВЫХ СЧЕТОВ -

01.10.07 11:26           Касаясь проблемы взаимоотношения двух советских результативнейших летчиков-истребителей, мы ни в коей мере не стремились бросить тень или подвергнуть сомнению реальные боевые заслуги прославленного воздушного бойца и талантливого авиационного командира Александра Ивановича Покрышкина. Давно пора понять, что события и особенно люди отечественной истории, в том числе и авиационной, не обязательно делятся на «черное» и «белое». От этой неоднозначности они не теряют своего величия, а лишь становятся более интересными и привлекательными для внимательного изучения, исследования и анализа потомками. Для тех, кто интересовался историей 55-го иап, впоследствии 16-го гиап, а также боевой работой 9-й гиад (с 02.07.1944 г. командир А.И. Покрышкин, 46+6, ранее считалось 59) и ее личного состава, очевидны натянутые отношения между комдивом и вторым по результативности асом Советских ВВС ( 61+4 , ранее считалось 56+6 ), дважды Героем Советского Союза Григорием Андреевичем Речкаловым. Авиасообщество некоторое время назад даже вело споры на страницах сетевых форумов, пытаясь понять природу взаимоотношений двух летчиков, полагая, что причины разногласий кроются в их соперничестве в воздухе. При этом рассматривались разные аспекты боевого взаимодействия этих летчиков-истребителей.  В результате создалось впечатление, что натянутые отношения асов, которые вылились после войны в серьезный межличностный конфликт, во многом могли быть вызваны их личными боевыми счетами. С некоторых пор это подтверждается словами родственников Речкалова, в частности, его дочери Любови Речкаловой. По словам Любови Речкаловой, на этой почве между Покрышкиным и ее отцом во второй половине 60-х гг. действительно была конфликтная ситуация. Речкалов писал книгу, и, работая с документами ЦАМО, обнаружил три своих сбитых в 1941-м году самолета на счету… Покрышкина. Он позвонил своему бывшему комдиву и объявил ему о своей находке. Реакция Покрышкина была своеобразной - после этого разговора про Речкалова словно забыли, а через какое-то время ему и вовсе было отказано в допуске в ЦАМО. Даже Георгий Голубев, ведомый Покрышкина, с которым во время войны дружил Речкалов, и с которым уже будучи слушателем академии в Монино, крестил свою младшую дочь, в своей книге «В паре с сотым» почему-то почти не говорит о своем друге, строя свое повествование целиком вокруг личности Покрышкина. Сейчас о послевоенной деятельности дважды Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Григория Андреевича Речкалова можно найти лишь скупые фразы без указания мест его дальнейшей службы. По словам родных, своего мнения по поводу «изъятия» трех самолетов с личного счета Речкалов придерживался до своей смерти в 1990 году. Хотя очевидно, что столь сильное неприятие людьми друг друга имело, скорее всего, более серьезные причины... Учитывая ряд обстоятельств, которые подробней будут рассмотрены ниже, причиной, вызвавшей после войны обострение конфликта между Покрышкиным и Речкаловым, могли стать самолеты, сбитые (или не сбитые) кем-то из этих летчиков летом 1941 года. Рассмотрим сначала, как оба пилота проявили себя в первые месяцы Великой Отечественной Войны. Начнем с Речкалова – его подтверждаемый архивными документами боевой счет, начиная с 22.06.41 г. открывается следующими сбитыми машинами: 1) 26.06.41     1     Ме-109 Унгены* 2) 27.06.41     1     Хш-126 вост. Бокша 3) 11.07.41     1     Ю-88 Балта Однако уже через месяц после начала войны Речкалов был серьезно ранен в правую ногу. Произошло это 26.07.41 г. во время боевого вылета в промежуток с 12.55 до 13.40. В составе звена И-16 (на который к тому времени переучился) лейтенант Речкалов сопровождал на штурмовку семерку И-153 299-го шап. В районе Дубоссары при подходе к цели группа самолетов подверглась обстрелу зенитной артиллерии противника. Речкалов был ранен в правую ногу, причем попадание в машину было сильным и весьма точным - педаль руля направления его самолета оказалась сломанной пополам. Сам летчик уже после войны так описывал этот эпизод: «Я глянул в кабину и не поверил... Половинка перебитой правой педали валялась на полу в маслянисто-бурой луже. Нос сапога, наполовину развороченный, представлял собой месиво из кусков кожи и крови. Я попытался пошевелить ногой — она не подчинялась. Только теперь смысл происшедшего дошел до моего сознания, потряс холодным ознобом». Речкалов попытался взять курс на свой аэродром, однако его «Ишачок» был замечен несколькими Bf-109, которые решили его добить. Так или иначе, но летчику удалось от них уйти и сесть на своем аэродроме. После посадки он был сразу отправлен в госпиталь.  Вернуться обратно в полк (к тому времени уже получившему гвардейское звание и ставшему 16-м гиап) Григорию удалось лишь в апреле 1942 года. Приехав, причем нелегально, (отпуск, предоставленный начальством запасного авиаполка, где он переучивался на Як-1, а потом был оставлен инструктором, для поездки домой на Урал, был просрочен) он узнал, что три сбитых им летом 1941 года самолета зачтены ему не будут, так как документы 55-го иап были сожжены во время отступления летом 1941 года. Как впоследствии писал сам летчик в своей книге «Дымное небо войны», начштаба полка майор Матвеев ему было сказано буквально следующее: «Придется начать воевать сначала. При отступлении, во время окружения, все документы, в том числе и твою летную книжку, пришлось сжечь» . Полагаем, что тогда Речкалов не особенно огорчился этим известием – для него, вероятно, было главным, что он вырвался из запа, причем побег этот остался для него без неприятных последствий, хотя комполка Виктор Петрович Иванов и объявил ему пять суток ареста. Но самым главным было то, что за время отсутствия Речкалов переучился на новую матчасть – истребитель Як-1, который тогда стоял на вооружении первой эскадрильи 55-го иап. Здесь надо отметить, что часть документов 55-го полка, содержащая информацию о результатах боевой деятельности летчиков части в начальный период войны, действительно была уничтожена. Однако самолеты, сбитые Речкаловым до госпиталя, отражены и в других документах – «Оперативных сводках» и «Журнале учета сбитых самолетов противника» 20-й сад, на тот момент уже расформированной. Правда, ко времени возвращения летчика в полк эти документы были уже не доступны. Посылать же запросы непонятно куда, чтобы официально подтвердить и внести в новую летную книжку Речкалова первые победы в апреле 1942 года просто бы никто не стал. Так или иначе, но с этого времени официальный отсчет побед Речкалова после прибытия в состав уже 16-го гиап пошел со сбитого им 25.05.42 г. двухмоторного истребителя Ме-110. В результате в первом представлении на звание ГСС к 01.05.43 г. у Речкалова получилось: 12+2 (лично + в группе) т.е. всего 14 сбитых самолетов. Подсчет же побед Речкалова по архивным документам дает на тот же срок результат в 17 побед. Таким образом, мы можем видеть, что первые три победы за лето 1941 года учтены не были. «обнуление счета» произошло из-за того, что Речкалов почти год не был в части по ранению. За это время полк перешел в состав другого соединения, а сведения о победах Речкалова остались в документах 20-й сад. В полку же никаких данных не осталось. Отчет о боевой работе 16-го гиап составляли уже в запасном авиаполку, где часть переучивалась на «Аэрокобры». Поэтому данные за 1941-й год было взять неоткуда. Однако, учитывая, что сам Речкалов впоследствии был убежден, что с его счета «изъяли» три сбитых самолета, более вероятной представляется другая причина, а то, что его не было в части около года, как раз и сыграло определенную роль в «исчезновении» побед. Здесь надо сказать о том, что многим летчикам 55-го иап несмотря не сожженные документы, сбитые самолеты были вновь записаны, и только одному «возвращенцу» Речкалову в полку пришлось начинать боевой счет с «нуля». Новосибирский исследователь Олег Левченко в одной из своих работ приводит следующий факт: «Судя по всему, количество боевых вылетов у летчиков 55 иап после потери документов было восстановлено и внесено в новые летные книжки по памяти (или путем прикидочных математических расчетов). В мемуарах Г. Речкалова есть упоминание о писаре штаба Кравченко, обладавшем отличной памятью, но для официального зачета воздушной победы требовались документальные подтверждения, а они-то и погибли. К тому же количество боевых вылетов никаких особых отличий в то время летчикам-истребителям не давало, поэтому и имелась возможность восстановить их, как говорится, «на глазок». По мнению Левченко, возможность подтвердить сбитые самолеты все-таки была. В этом случае налицо противоречие. Получается, что кому-то в полку победы все же были зачтены задним числом по памяти, либо «путем прикидочных математических расчетов» (не говоря уже о документах штаба 20-й сад, сам факт существования которых апологеты «полного исчезновения» побед полка за лето 1941 года, начиная с самого А. Покрышкина и заканчивая О. Левченко, почему-то игнорируют). Поэтому странно, что Речкалову его три победы на счет записаны не были. Тем более об уничтоженных кем-то в первые трудные месяцы войны самолетах противника в эскадрильях помнили многие. Так или иначе, но первых трех побед у Речкалова на счету не оказалось, тогда как в строю летчиков эта проблема была решена. Одновременно обращает на себя внимание факт, что согласно оперативным сводкам 20-й сад, подтверждающим победы Григория Речкалова, никаких записей в документах о сбитых в начале войны самолетах нет у другого летчика 55-го иап - Александра Покрышкина. В тоже время, сам Покрышкин в своих широко известных мемуарах и дневниковых записях неоднократно писал о многих сбитых им летом 1941 года самолетах. При этом он неизменно обращал внимание читателей на проблему с подтверждением этих побед, вызванную отсутствием полковых документов. Между тем, судя по «Отчету о боевой работе и учебно-боевой подготовке 16-го гиап», составленному в начале 1943 года в 25-м зап, где часть переучивалась на новую технику, у самого Покрышкина самолеты со счета никуда не пропадали. В тоже время интересно, что в мемуарах и записях Покрышкина якобы сбитые им летом 1941 года самолеты различаются между собой по типам. О.Левченко, который полагает, что официальный боевой счет Покрышкина сильно занижен, объясняет этот факт целым рядом причин – летчик не придал этому значения, после войны пришло много времени и т.п. Он также приводит список первых побед, взятый из записок самого Покрышкина. Получается, что первыми сбитыми самолетами старшего лейтенанта Покрышкина были: К сбитым самолетам, записанным самим Покрышкиным, есть любопытные примечания О. Левченко, приведем их полностью:          «2. Согласно пометки в записках А.И. Покрышкина этот «Юнкерс» был зачтен ему как общая (т.е. групповая) победа.          3. Сбитый Ju-88 не был зачтен Покрышкину. Александр Иванович сбил «восемьдесят восьмого» РСом (реактивным снарядом) и еще одного повредил в тот момент, когда они встали на боевой курс, пытаясь бомбить плавучий док, буксируемый сторожевиком, под охраной морского охотника. «Штаб полка послал запрос подтвердить сбитие «Юнкерса». Неожиданно пришел отказ. Моряки мотивировали его тем, что и они вели интенсивный огонь с катеров по группе бомбардировщиков. Кроме того, подобрали на воде парашютистов» [12, стр. 118]         

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. Тренировки команд по теме ВОВ 1941-1945. -обсуждение в форумах
  2. Сезон 1941. Матчасть Спартак Москва
  3. Гайдар Аркадий. Статьи 1941-го года.
  4. ПОБЕДА.RU - 10 августа 1941 года героический подвиг совершил
  5. Надругательства над святынями, пастырями и верующими - Церковь

Новое на сайте

 
Hosted by uCoz