Верховный Совет Удмуртской АССР в годы Великой Отечественной

Несмотря на то, что в советский период местной историографии был присущ более или менее устойчивый интерес к вопросам истории Советов Удмуртии в годы Великой Отечественной войны , деятельность Верховного Совета УАССР и его депутатов в 1941–1945 гг. не получила отображения в исторической литературе республики, на что ещё в конце 1980-х гг. указывал в своей историографической статье, подводившей итоги исследований по теме «Удмуртия в годы Великой Отечественной войны», Н. А. Родионов . За прошедшие с тех пор полтора десятилетия ситуация не изменилась и на сегодняшний день определённый фактический материал по обозначенной проблеме содержит лишь изданная в 1996 г. Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН коллективная монография «Удмуртия в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)», где в разделе, посвящённом деятельности местных Советов республики в военные годы, В. А. Шадриным приведены данные о выполнении своих обязанностей депутатами Верховного Совета УАССР Д. Ф. Хохряковым, Д. И. Баженовой и А. К. Чайниковой . Цель данной статьи — рассмотреть деятельность Верховного Совета УАССР и его депутатов в период Великой Отечественной войны. В соответствии с Конституцией Удмуртской АССР, разработанной на [стр. 137] основе Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. и принятой Чрезвычайным съездом Советов Удмуртии 14 марта 1937 г., Верховный Совет УАССР был провозглашён высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в республике. К его ведению был отнесён широкий круг важнейших вопросов государственной и общественной жизни Удмуртии: а) принятие Конституции УАССР, внесение в неё поправок и дополнений и контроль над её исполнением; г) утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета УАССР и отчётов об их выполнении; . Первый созыв высшего представительного органа Удмуртии был избран гражданами республики 26 июня 1938 г. сроком на четыре года. Основной формой деятельности Верховного Совета являлись сессии, которых за период со дня выборов до начала Великой Отечественной войны состоялось пять . Наряду с сессиями важной, но не предусмотренной Конституцией и вспомогательной по характеру, формой деятельности Верховного Совета УАССР являлись совещания депутатов по обмену опытом работы, которые преследовали цель повысить качество выполнения депутатами возложенных на них функций. Всего в период с 26 июня 1938 г. по 22 июня 1941 г. было проведено четыре таких совещания . Великая Отечественная война внесла в деятельность высшего органа государственной власти Удмуртии существенные изменения. Прежде всего, произошло нарушение установленного законом порядка проведения выборов, сроки которых в ходе войны трижды переносились указами Президиума Верховного Совета УАССР от 17 июля 1942 г., 1 июля 1943 г. и 1 июля 1944 г. «Об отсрочке выборов в Верховный Совет УАССР» . Важным следствием начала войны стало сокращение депутатского корпуса Верховного Совета Удмуртии, которое было вызвано, прежде всего, мобилизацией части депутатов в РККА. Всего в годы Великой Отечественной в действующую армию выбыло по приблизительным . Среди них, в частности, были такие руководящие партийные и советские работники республики, как начальник Управления кинофикации при СНК УАССР П. А. Вахрин (выбыл в РККА 19 сентября 1941 г.) , председатель правления Союза советских писателей УАССР, член Президиума Верховного Совета УАССР И. Г. Гаврилов (выбыл в РККА 8 мая 1942 г.) , заведующий сектором сельхозкадров Удмуртского обкома ВКП(б) С. В. Горбушин (выбыл в РККА 30 июня 1941 г.) , первый секретарь Сарапульского горкома ВКП(б) И. З. Дерюгин (выбыл в РККА в ноябре 1941 г.) , заместитель председателя Президиума Верховного Совета УАССР И. Н. Ельцов (выбыл в РККА в 1942 г.) , заведующий сельскохозяйственным отделом Удмуртского обкома ВКП(б) М. Я. Ивонин (выбыл в РККА 7 июля 1941 г.) , управляющий делами СНК УАССР Г. С. Ившин (выбыл в РККА 28 июня 1941 г.) , нарком пищевой промышленности УАССР, член Президиума Верховного Совета [стр. 138] УАССР С. И. Коробов (выбыл в РККА в апреле 1942 г.) , заместитель заведующего отделом кадров Удмуртского обкома ВКП(б) и заместитель председателя Президиума Верховного Совета УАССР В. И. Крупин (выбыл в РККА 9 июля 1941 г.) , заведующий отделом промышленности и транспорта Удмуртского обкома ВКП(б) Н. М. Самарцев (выбыл в РККА в ноябре 1941 г.) . Второй причиной сокращения депутатского корпуса было то, что в годы войны многие депутаты Верховного Совета УАССР были командированы на работу в другие регионы Советского Союза. Так, нарком финансов УАССР С. А. Александров 3 июля 1943 г. был освобождён от занимаемой должности и 24 сентября 1943 г. направлен в Сталинский райком ВКП(б) г. Красноярска , заведующий организационно-инструкторским отделом Удмуртского обкома ВКП(б) Н. С. Коновалов 24 февраля 1942 г. выехал в Ленинский райком ВКП(б) г. Свердловска , секретарь Ижевского горкома ВКП(б) по кадрам С. В. Горбушин 22 октября 1942 г. выбыл в Пролетарский райком ВКП(б) Таджикской ССР , и т. д. В совокупности с чрезвычайной обстановкой военного времени в целом, уменьшение численности депутатов Верховного Совета УАССР привело к резкому ограничению возможностей регулярной сессионной работы высшего представительного органа Удмуртии, которое проявилось в том, что в течение второй половины 1941 — первой половины 1945 г. состоялась лишь одна, , его сессия (15–17 марта 1944 г.) . сессии Верховного Совета УАССР было внесено два вопроса: 1) об утверждении проекта бюджета УАССР на 1944 г. и отчётов об исполнении бюджетов УАССР за 1941, 1942 и 1943 гг.; и 2) об утверждении указов Президиума Верховного Совета УАССР, принятых в период между . Проект бюджета УАССР на 1944 г. и отчёты об исполнении бюджетов УАССР за 1941–1943 гг. были подготовлены Совнаркомом УАССР и перед внесением на утверждение сессии Верховного Совета УАССР переданы в бюджетную комиссию Совета для проверки. Работа бюджетной комиссии Верховного Совета УАССР была разбита на отдельные участки по отраслям хозяйства и культуры и доходным источникам, для чего было образовано 11 подкомиссий, каждая в составе 5–7 активистов, находившихся под руководством члена комиссии или депутата Верховного Совета. После того, как все подкомиссии провели, каждая по своей отрасли, детальную проверку представленных Совнаркомом отчётов об исполнении бюджетов УАССР за 1941, 1942 и 1943 гг. и расчётов по проекту бюджета УАССР на 1944 г., бюджетная комиссия, обобщив результаты их работы, составила итоговое заключение , содержание которого на сессии Верховного Совета УАССР представил вниманию депутатов в своём докладе председатель бюджетной комиссии В. А. Чувашев. , в целом, с учётом того, что в 1941–1943 гг. плановые показатели доходной части бюджета УАССР оказались перевыполненными, исполнение бюджета УАССР за эти годы было признано успешным, а отчёты, представленные СНК УАССР на рассмотрение сессии Верховного Совета, единогласно утверждены. Общая картина развития государственного бюджета УАССР [стр. 139] в 1941–1943 гг. выглядела так: в 1941 г. его выполнение по статье «Доходы» составило 221.182,2 тыс. руб. или 102,2 % к утверждённой на 1941 г. итоговой сумме, по статье «Расходы» — 207.521,0 тыс. руб. или 96,4 %; в 1942 г., соответственно, 222.362,1 тыс. руб. (101,2 %) и 172.169,9 тыс. руб. (99,0 %); в 1943 г. — 191.528,7 тыс. руб. (103,9 %) и 182.556,7 тыс. руб. (99,1 %) . Что касается разработанного СНК УАССР проекта бюджета УАССР на 1944 г., то последний, с учётом внесённых бюджетной комиссией изменений, был утверждён сессией Верховного Совета УАССР по статье «Доходы» в сумме 202.401,0 тыс. рублей, по статье «Расходы» — в сумме 197.341,0 тыс. рублей, из которых 78,3 % средств предполагалось направить на развитие социально-культурной сферы республики . (10–12 апреля 1941 г.) до начала сессии Верховного Совета УАССР, его Президиумом, исполнявшим в соответствии с Конституцией функции высшего органа государственной власти Удмуртии в период между сессиями Верховного Совета, было принято 55 указов, которые подлежали, согласно статье 29 Конституции, утверждению Верховным Советом. Из них 49 являлись указами об изменениях в составе Совнаркома УАССР (об освобождении (20) и назначении (29) заместителей председателя СНК УАССР, наркомов УАССР и начальников управлений при СНК УАССР) и 6 — указами об освобождении от обязанностей отдельных членов Верховного Суда УАССР . После того, как в рамках обсуждения второго вопроса повестки дня сессии Верховного Совета УАССР секретарём Президиума П. Н. Пестеревым содержание этих указов было доведено до сведения депутатов, они были единогласно утверждены Верховным Советом . И в завершение работы сессии, в связи с тем, что после начала войны «значительная часть из числа избранных на сессии Верховного Совета УАССР в 1939 г. народных заседателей [Верховного Суда УАССР] ушла с оружием в руках защищать нашу Родину», вследствие чего «возникла необходимость пополнить состав народных заседателей Верховного Суда УАССР…» , также единогласно депутаты избрали четырёх человек в состав членов Верховного Суда УАССР и 50 человек в состав народных заседателей Верховного Суда УАССР . На этом, исчерпав повестку дня, 17 марта 1944 г. сессия Верховного Совета УАССР завершила свою работу. Если регулярное выполнение Верховным Советом УАССР возложенных на него функций в 1941–1945 гг. было затруднено напряжённой обстановкой военного времени, то многие его депутаты, не покинувшие по тем или иным причинам пределов Удмуртии, проводили большую практическую работу. Итоги этой работы обсуждались на состоявшемся 18 марта 1944 г. и единственном за всю войну совещании депутатов Верховного Совета УАССР. , в связи с чем 14 народных представителей выступили на нём с отчётными докладами о проделанной работе, содержание которых свидетельствует о том, что для многих депутатов Верховного Совета УАССР было характерно добросовестное отношение к выполнению своих функций в годы Великой Отечественной войны. Прежде всего, следует отметить, что война значительно расширила круг обязанностей депутатов за счёт задач военно-мобилизационного характера. Решая их, многие народные избранники уже с первых дней войны активно занялись [стр. 140] мобилизацией населения республики на оказание помощи фронту, проводя в своих избирательных округах соответствующую агитационную работу. Так, в 1941 г. депутатом Верховного Совета УАССР А. К. Чайниковой в колхозе «Борьба» Больше-Учинского района Удмуртии была организована группа из «5 агитаторов, которые два раза в неделю проводят работу в бригадах. За 1941 г. проведено докладов 21, лекций 13. Кроме того, проводятся читки газет почти каждого номера, все постановления и решения партии и правительства обсуждаются внутри членов колхоза или на общих собраниях, а также ходят и на поля. Всего охвачено 3 900 человек» . В итоге, колхоз в 1942 г. досрочно выполнил все государственные поставки и, кроме того, сдал в Фонд обороны 30 ц молока, 18 кг шерсти, 6 ц мяса и 3,5 ц картофеля . Депутат М. П. Поварёнкина в годы войны занималась распространением среди жителей своего округа государственных военных займов. Всего за три военных года ею было проведено 20 агитационных бесед с избирателями . А благодаря активной агитационной и организаторской работе депутата и заместителя председателя Верховного Совета УАССР М. И. Захаровой, систематически выступавшей перед своими избирателями с докладами о положении на фронтах и о хозяйственно-политических задачах, в 1941 г. на фронт было «послано большое количество подарков и тёплых вещей, а также собрано два с лишним миллиона рублей на постройку танковой колонны» . В то же время, война не сняла с депутатов их прежние, характерные для мирного времени, задачи и обязанности, которые заключались, прежде всего, в заботе о материально-бытовом благосостоянии трудящихся. Вследствие это

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. В июне 1941 (2008) DVDRip " скачать бесплатно на русском, rus
  2. ГЕРОИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ НОВОТОРЪЯЛЬСКОГО РАЙОНА
  3. Фельштинский Ю. Оглашению подлежит: СССР - Германия. 1939-1941
  4. Эвакуация тюрем. 1941 | Права человека в России
  5. Фильм В июне 1941 скачать кино отзывы онлайн

Новое на сайте

 
Hosted by uCoz