Что бы выжить и победить! 1941-1945 год

Что бы выжить и победить! 1941-1945 год Энергетическая блокада Ленинграда Подвоз топлива к городским станциям прекратился. Часть оборудования была демонтирована и отправлена в тыл для энергоснабжения эвакуированных предприятий. Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся – в условиях голода и холода, продолжали работать, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Реконструкция котлов ГЭС-5 «Красный Октябрь» Зимой 1941–1942 гг. котел № 3 электростанции «Красный Октябрь» (ныне ТЭЦ-5) был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Работа по реконструкции велась под руководством директора станции Абрама Михайловича Маринова и начальника котельного цеха Иосифа Петровича Александрова, наладку котла с топкой Т.Ф.Макарьева провел инженер энерголаборатории Сергей Степанович Зайцев. Пуск этого котла дал возможность повысить нагрузку электростанции до 21–22 тыс.кВт из 23–24 тыс.кВт, вырабатываемых системой. 31 марта 1942 года началось движение грузовых трамваев, а с 15 апреля – 6 маршрутов пассажирского трамвая.  Один день из жизни энергосистемы блокадного города. Ведутся ремонтные работы на линии электропередачи Волховская ГЭС – Ленинград. Запись в диспетчерском журнале «Ленэнерго»: «6 октября 1943 г., 8–10 «…устранено 13 обрывов проводов. Линия сдается на включение. Бригада укрывалась около 1 часа – вблизи 20 снарядов».   Прорыв энергетической блокады Сооружение всех объектов электропередачи Волховская ГЭС – Ленинград (Ладожской), включающей три подстанции, более 200 км воздушных линий, 5 ниток подводного кабеля, было выполнено за 45 дней вместо 56, определенных Военным Советом Ленинградского фронта. Ответственным за все работы был главный инженер «Ленэнерго» Сергей Васильевич Усов. Трудность заключалась в том, что прокладка кабеля должна была производиться только ночью. Близость линии фронта делала любые операции с кабелем в дневное время опасными, что подтвердилось при прокладке 5-й дополнительной нитки кабеля днем 30 октября, когда после налета авиации фашистов погибли люди, кабель и суда получили повреждения. Применение традиционных методов подводного кабеля было невозможно. Новый способ был разработан кабельщиками «Ленэнерго» И.И.Ежовым и Н.С.Тумановым и заключался в предварительном монтаже всей длины кабельной вставки в 22,5 км (более 40 барабанов) в укромном месте в бухте Морья на Ладожском озере на железной барже водоизмещением 800 т, а затем в одну проходку по озеру (1-я и 5-я нитки были уложены в две проходки) со скоростью судов 2–2,5 км в час, кабель укладывался на дно озера на глубину 18–20 км. С монтажной площадки на баржу кабель вручную подавался женщинами. С 23 сентября 1942 г. и до конца 1943 г. Волховская ГЭС передала в Ленинград более 25 млн.кВт.ч электроэнергии. Как писал в своих воспоминаниях С.В.Усов: «Это поставило электроснабжение Ленинграда на твердую основу, позволило включить в сеть большую группу заводов, расширить трамвайное движение и даже дать свет в квартиры героических защитников – жителей Ленинграда 6–7 ноября 1942 г.». «Ледовая линия» Для увеличения пропускной способности Ладожской электропередачи и снижения потерь, обеспечения большей надежности и бесперебойной работы, в январе 1943 г. за 12 дней была сооружена непосредственно на льду Ладожского озера «Ледовая линия» 60 кВ протяженностью около 30 км. Строительство велось одновременно со стороны восточного и западного берегов к середине озера. Провод подвешивали к деревянным облегченным опорам, пасынки которых вмораживали в лед. Передача энергии по воздушной линии позволила повысить напряжение до 60 кВ и увеличить передаваемую мощность до 28500 кВт. «Ледовая линия» просуществовала 68 дней и была демонтирована в связи с таянием льда. В мае 1943 г. была сооружена высоковольтная линия электропередачи 110 кВ Волхов-Ленинград с переходом через Неву на сваях старого железнодорожного моста. После полного снятия блокады был смонтирован постоянный, так называемый Шлиссельбургский переход, через Неву. Кабель подняли со дна Ладожског озера, пригодный к работе использовали при ремонте городских линий на напряжение 6 кВ – большую часть ладожского кабеля проложили под Невским проспектом. и Дубровской ГРЭС Восстановление Нижне-Свирской ГЭС было поручено «Свирьстрою» во главе с Б.А.Никольским и П.С.Непорожним. На совещании представителей треста «Свирьстрой» и ленинградских заводов было принято решение – все поврежденное оборудование демонтировать и отправить на Ленинградский Металлический завод и «Электросилу» для ремонта и восстановления. Первая задача, которая стояла перед восстановителями, это получить электроэнергию, — как можно быстрее ввести в строй один из вспомогательных агрегетов Уже 28 сентября 1945 г. были закончены восстановительные и монтажные работы главного гидроагрегата, а 31 октября через шлюз прошел первый караван судов. Еще шли упорные бои на фронтах Великой Отечественной войны, а уже было принято решение приступить к восстановлению Дубровской ГРЭС (ГРЭС-8) имени С.М.Кирова. Главное здание электростанции и другие сооружения представляли собой груды металла, щебня и покореженного огнем бетона. Все инженерные сооружения – мосты, эстакады, насосная и железнодорожные пути – были полностью разрушены. Все внимание прибывших энергетиков было направлено на быстрейшее восстановление электростанции, Работы велись днем и ночью. 1946 г. стал первым годом эксплуатации станции после пятилетнего перерыва. «…Энергетики восстановили в короткий срок ГРЭС-8 как памятник героическим защитникам Ленинграда, мужественным воинам, павшим в тяжелых боях на «Невском пятачке» — говорили участники митинга в день пуска станции.

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. ПТРД -41 (Противотанковое ружье Дегтярева) Образца 1941 г.
  2. Золотая коллекция Союзмультфильма Диск ¹9 (1941-1994) " 2BakSa
  3. История Малоархангельского района с 1941 по 1945 годы | Малоархангельск
  4. Минирование Харькова в 1941 xarkov.shtml
  5. Вилен ЛЮЛЕЧНИК: ПОПЫТКА ВТОРОЙ ГРАЖДАНСКОЙ 1941-1945 гг.

Новое на сайте

 
Hosted by uCoz