:: Обердерфер Л. И. Депортированные немцы в Западной Сибири

Депортированные немцы в Западной Сибири (1941–1944 гг.) Печатный аналог: Обердерфер Л. И. Депортированные немцы в Западной Сибири (  гг.): Действительность и правовой статус // Сибирь в XVII–XX веках: Проблемы политической и социальной истории: Бахрушинские чтения 1999–2000 гг.; Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. В. И. Шишкина. Новосиб. гос. ун-т. Новосибирск, 2002. C. 187–200. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 августа 1941 г. «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» и рядом других постановлений почти миллион человек немецкой национальности был выселен из европейской части СССР на восток страны и в частности, в Западную Сибирь[1]. Операция носила тотальный характер, то есть депортации подверглось все, без исключения, немецкое население СССР, жившее западнее Урала, кроме районов, к тому времени уже занятых фашистскими войсками. Это решение было принято сталинским руководством в период обострения ситуации на советско-германском фронте из страха перед немецкой «пятой колонной». Применение депортации как репрессивной меры по отношению к немецкому населению СССР было вызвано, по крайней мере, двумя причинами: идеологической, чтобы хоть отчасти объяснить неудачи на фронте наличием внутреннего врага, и экономической, чтобы обеспечить рабочей силой тыловые районы Западной Сибири на время войны и для дальнейшего хозяйственного освоения этого региона. Согласно всесоюзной переписи населения СССР 1939 г., в Западной Сибири проживали 101 300 человек немецкой национальности, что составляло 1,1 % от общей численности населения этого региона[2]. К началу 1942 г. на территории Западной Сибири находилось уже около 300 тыс. лиц немецкой национальности[3]. Депортация изменила не только удельный вес немецкого населения в регионе, но повлекла за собой и кардинальные перемены в положении немцев. Из полноправных граждан СССР они превратились в категорию лиц, подвергавшуюся дискриминации. Дискриминация немецкого населения с 1941 по 1944 гг. усугублялась неоформленностью их статуса. Цель данной работы — показать, каким образом неопределенность правового положения немцев влекла за собой ущемление их прав в экономической, социальной, политической и бытовой сферах.  гг. имел две стороны: формальную и реальную. Первая складывалась из содержания нормативно-правовых актов партийных и государственных органов. К ним, прежде всего, относятся законодательные акты советского руководства: Президиума Верховного Совета СССР, ГКО, СНК СССР. Эти документы официально оформили и закрепили новый правовой статус немецкого населения в СССР. Реальный статус советских немцев складывался под влиянием нескольких факторов. Во-первых, совершенно особая роль при изменении национальной государственной политики в стране отводилась карательным органам и, прежде всего, НКВД СССР. Это ведомство издало наибольшее число директив, указов, инструкций и распоряжений, конкретизирующих статус немцев и устанавливающих формы контроля за его соблюдением. Органы НКВД отвечали за исполнение решений высших партийных и государственных органов, с одной стороны, и «отстаивали» интересы данной категории населения перед местными властями — с другой. Фактически, НКВД на протяжении  гг. являлся и «опекуном», и надзирателем советских немцев. Во-вторых, исполнение решений высших государственных органов во многом зависело от местных властей. Результаты деятельности последних отражают различного рода отчетные материалы, докладные записки, сводки и справки о положении немцев в регионе. Эти сведения содержатся в документах партийных и государственных органов, хозяйственных организаций и учреждений, а также управлений НКВД (УНКВД) по Алтайскому краю, Новосибирской и Омской областям. И, наконец, реальное положение немцев в Западной Сибири в   гг. во многом зависело от взаимоотношений местного и переселенно-го немецкого населения. Как бы много ни решали структуры власти, очень часто положение, а в некоторых случаях и жизнь немцев зависели от местных жителей. В тяжелых условиях военного времени выжить людям помогала взаимовыручка и взаимная поддержка. И наоборот, неприязненное или враждебное отношение местного населения, работников хозяйственных учреждений и низовых государственных структур могли свести на нет любые начинания властей. Вопрос о статусе немецкого населения в районах расселения, в том числе и в Западной Сибири, прямо или косвенно затрагивался практически во всех публикациях, посвященных депортации советских немцев и ее последствиям. Наиболее важным результатом этих работ стало выделение трех основных этапов формирования правового статуса немцев СССР. Первый этап — это  гг., когда шел процесс выселения, а затем включения немцев в существовавшую систему спецпоселений. Этап отличался отсутствием четкой регламентации правового положения спецпереселенцев-немцев. Второй этап —  гг., был периодом оформления нормативно-правовой и организационной базы системы спецпоселений, ее реорганизации. Был закреплен юридический статус спецпереселенцев-немцев, произошло ужесточение режима проживания. Система спецпоселений превратилась в обособленный механизм с единым экономическим и правовым пространством. Третий этап — начало и середина  гг., характеризовался постепенным ослаблением и последующим снятием режима спецпоселения вследствие экономической, политической и социальной несостоятельности[4]. Основное внимание исследователей было направлено на изучение законодательной базы правового статуса немцев, то есть его формальной стороны. Между тем, вопросы реального положения немцев в регионе остаются недостаточно изученными. Наибольший интерес представляет, на наш взгляд, период с 1941 по 1944 гг. Неясность правового положения немцев в районах расселения порождала неизбежную вольность действий с обеих сторон. Сталинским руководством был разработан четкий репрессивный механизм принудительного переселения немцев. Сделать это было тем проще, что к тому времени уже был наработан весьма значительный опыт по насильственному выселению этнических групп (корейцев, литовцев, латышей, эстонцев и др.). Депортация носила тотальный характер, то есть переселению подвергалось все, без исключения, немецкое население СССР, жившее западнее Урала, кроме районов, к тому времени уже занятых фашистскими войсками. Административный, или внесудебный, характер принудительного переселения немцев ставил их вне системы судопроизводства СССР, а потому освобождал карательные органы даже от формального контроля со стороны органов суда и прокуратуры. Проведение депортации было возложено руководством страны на НКВД СССР и местные советские и партийные органы. НКВД отвечал за организацию выселения и перевозку немцев, а местные структуры — за прием, расселение, трудовое и хозяйственное устройство, продовольственное обеспечение, медицинское обслуживание немцев и школьное обучение их детей. Центральные органы в силу административного — внесудебного — характера депортации должны были взять на себя обязанность определить статус переселенных. Но советские руководители предпочли занять выжидательную позицию, что, вероятно, зависело от положения на фронте. Эта неопределенность имела неоднозначные последствия. Первый этап депортации прошел организованно, но все, что касалось осуществления мероприятий по адаптации переселенного контингента на новых местах жительства, оказывалось на втором плане для советских руководителей. Та часть директивных и нормативных актов, которая должна была запустить этот механизм, изобиловала неполнотой формулировок, с одной стороны, и жесткостью требований исполнения этих предписаний местными органами — с другой. Первоначально учет депортированных немцев был вменен в обязанность Переселенческим отделам исполкомов Омской, Новосибирской областей и Алтайского края. В этот период, осенью 1941 г., на местах к немцам относились как к эвакуированным или сельскохозяйственным переселенцам. Только с 1942 г. они начинают восприниматься населением и властями как спецпереселенцы. Деятельность местных властей по учету этой категории населения ограничилась принятием и проверкой эшелонных списков, а также составлением списков районного расселения немцев. Дальнейший учет немцев фактически не производился. Из докладной записки УНКВД по Омской области от 18 марта 1943 г. следовало, что немцы «проживали в районе наравне со всеми гражданами, без каких-либо ограничений, за исключением запрещения им выезда из района без соответствующего оформления»[5]. Это последнее предписание, впрочем, долгое время было просто формальным. В 1942 г. руководство страны принимает решение о мобилизации немцев в рабочие колонны для использования их на предприятиях и стройках НКВД СССР. Это было вызвано, вероятно, исключительно тяжелой ситуацией на фронте и в тылу. Необходимо было срочно налаживать строительство и производство различных предприятий. Нужны были рабочие руки. Они были найдены; в том числе и среди депортированных немцев. Мобилизация нескольких сот тысяч человек потребовала точных данных о количестве и структуре всего депортированного немецкого населения и оставшихся людских резервах. Поэтому с конца 1942 г. УНКВД по Алтайскому краю, Новосибирской и Омской областям получают от ГУЛАГа НКВД требование составить отчет о трудовом и хозяйственном устройстве спецпереселенцев-немцев, расселенных в этом регионе; в отчет необходимо было включить и сведения об их численности. Местные карательные органы, подготовив в течение зимы — весны 1943 г. докладные записки, единодушно просили определить статус немцев с тем, чтобы можно было провести их переучет и «взять в агентурно-оперативное обслуживание». С точки зрения начальника УНКВД по Алтайскому краю Антонова, это было необходимо сделать в первую очередь для того, чтобы немцев «можно было бы в любое время мобилизовать в рабочие колонны»[6]. К 1944 г. назрела необходимость реформировать действующую систему трудовых и специальных поселений. Вероятно, это было вызвано тем, что сталинское руководство планировало новые массовые депортации. Нужна была новая структура в карательном ведомстве, которая занималась бы исключительно спецконтингентом. В марте 1944 г. такая реформа была проведена. Вновь образованный Отдел спецпоселений НКВД СССР (ОСП) стал самостоятельным отделом НКВД, выведенным из системы ГУЛАГа[7]. С этого времени ужесточился контроль за передвижением немцев, был строго регламентирован порядок учета и «движения» данного контингента. Неясность правового положения депортированных немцев в регионе стала основной причиной их тяжелого материально-бытового положения, в котором

Похожие статьи:

Похожие записи

  1. Награждение юбилейными медалями «65 лет Победы в Великой Отечественной
  2. Подвиг: Великая Отечественная Война 1941-45, освободительная
  3. 1941 (2009) 2хDVD9 " Варез скачать бесплатно
  4. Главная - Боевые действия Красной Армии в ВОВ
  5. ArtOfWar. Черновалов Виктор Владимирович. Kl Dachau (1941) -

Новое на сайте

 
Hosted by uCoz